Облака сгущаются

/
/ Облака сгущаются

Бум на облачные сервисы, который так давно предрекали визионеры и футурологи мира информационных технологий, наконец-то наступил: по итогам 2015 года этот сектор стал самым быстрорастущим на мировом ИКТ-рынке. Значительные подвижки наблюдаются и в России, но у наших корпоративных заказчиков по-прежнему много вопросов о том, как наиболее эффективно использовать облачные сервисы для решения насущных задач.

Говоря об облаках и облачных технологиях, крупные технологические компании все чаще подразумевают модель предоставления IT-сервисов по запросу. К важным характеристикам облачных сервисов Сергей Табулин, руководитель департамента облачных решений IBM в России и СНГ, относит гибкость и измеряемость предоставляемых услуг, расположение IT-ресурсов в отвязке от места реального потребления сервисов, доступность через сеть из любой географической точки, а также виртуализацию и предоставление по требованию в режиме самообслуживания.

«Облачные технологии возникли как развитие подходов к использованию внешних IT-ресурсов и средств виртуализации. Сегодня они стали одним из ключевых факторов развития бизнеса, помогая ему поддерживать высокий уровень готовности к изменениям. В компании Oracle под термином “облако” понимают сетевую модель предоставления услуг, включающую пакет программ и средств для работы с ними при помощи удаленного доступа», – поясняет Павел Захаров, вице-президент по технологическому консалтингу Oracle СНГ. По его словам, облако это не просто внешний ЦОД, СУБД или приложения с доступом через Интернет, а готовый сервис с высокой степенью автоматизации всех процессов, который обеспечивает динамическое выделение требуемых ресурсов с возможностью управления ими как единым целым, а также поддерживает управление доступом и безопасностью. Физически данные клиентов в рамках облачного сервиса находятся в распределенной инфраструктуре data-центров, доступ к которой предоставляется через веб-интерфейс, набор сервисов, API, фирменное или стороннее клиентское приложение. По модели организации облака могут быть публичными, частными или гибридными.

По дороге с облаками

По итогам прошлого года мировой рынок облачных услуг вырос на 17%, превысив $175 млрд. При этом, по оценке аналитической компании IDC, инвестиции в облачную IT-инфраструктуру в 2015 году увеличились на 24,1% по сравнению с 2014 годом. К ключевым драйверам этого рынка аналитики относят гибкость облачной инфраструктуры и экономию IT-затрат. Для бизнеса ряда крупных IT-компаний облачные сервисы де-факто становятся стратегически важным направлением. В качестве примера можно привести Oracle: только по итогам четвертого квартала 2016 финансового года (завершился 31 мая) ее доходы от SaaS (приложения как сервис) и PaaS (платформа как услуга) увеличились на 66%, до $690 млн, а совокупные доходы от подписки на облачные сервисы, включая IaaS, достигли $859 млн, продемонстрировав рост на 49%. При этом рост доходов от поставки SaaS и PaaS в первом квартале 2017 финансового года прогнозируется на уровне 75-80%. Европейское исследовательское агентство Ovum полагает, что в 2016 году более 80% крупных предприятий по всему миру будут арендовать IT-инфраструктуру по облачной модели IaaS (инфраструктура как сервис), а в IDC убеждены, что к концу года более 35% всех приложений будут развертываться в облаке.

Российский рынок облачных сервисов также растет: в 2015 году его объем увеличился на 25%, до 16,5 млрд рублей. По данным IDC, опубликованным в начале текущего года, для российских предприятий облачные технологии являются основным технологическим приоритетом в цифровой трансформации бизнеса, лидируя со значительным отрывом от других технологических направлений. По мнению Павла Захарова (Oracle), привлекательность облачных сервисов нельзя отрицать, а наступление облачной эры – остановить. Как показало недавнее исследование IDG Connect, реализованное по заказу Oracle, свыше 96% крупных российских компаний считают, что облачные технологии помогают быстрее внедрять инновации. При этом около 80% отмечают, что облачные сервисы способствуют удержанию имеющихся клиентов, а 92% – что помогают привлекать новых.

Ставка на PaaS

Среди всех типов облачных сервисов наибольшее развитие в последнее время получила модель PaaS – предоставление облачным провайдером доступа к информационно-технологическим платформам, включая операционные системы, СУБД, а также средствам разработки и тестирования, размещенным у облачного провайдера. По оценкеСергея Табулина (IBM), спрос на PaaS в последнее время значительно вырос, поскольку заказчики заинтересованы получать готовый пакет сервисов. Флагманский PaaS-продукт от IBM – технологическая платформа Bluemix для создания решений в сфере IoT («Интернет вещей») – включает в себя сервис для подключения физических объектов, сбора информации и отправки обратных команд, а также различные SQL- и NoSQL-базы для сохранения информации, инструменты для визуализации данных, средства аналитики (включая предиктивный анализ) и сбора данных из альтернативных источников, например социальных сетей. Платформа включает в себя открытый протокол передачи данных MQTT и открытый язык визуального создания приложений Node-Red.

Большое внимание, по словам Сергея Табулина, IBM уделяет развитию когнитивных вычислений: сервисы Watson теперь доступны разработчикам для построения приложений с элементами искусственного интеллекта. Кроме того, множество готовых индустриальных решений предоставляется в режиме SaaS через магазин приложений (IBM Marketplace), базирующийся на платформе IBM Cloud.

«Мы наблюдаем быстрый рост рынка PaaS – поскольку заказчики активно переносят процессы разработки и тестирования в облако и перед ними все острее встает вопрос интеграции в облачной среде, а также построения гибридных облачных сред. Хотя восприятие заказчиками облачной модели начинается обычно с моделей IaaS и SaaS», – констатирует Павел Захаров (Oracle). По его словам, за последний год облако Oracle существенно обновилось. К новым PaaS-сервисам прежде всего относятся Oracle Compute Service и Oracle Exadata Database Service. Oracle Compute Service позволяет разместить любые нагрузки в облаке Oracle, которые не совместимы с платформенными сервисами по версиям или операционным системам. На сегодняшний день Oracle Compute Service поддерживает операционную среду Microsoft Windows, Linux и Solarix x86. В свою очередь, Oracle Exadata Database Cloud Service дает возможность клиентам использовать производительность и инновации программно-аппаратных комплексов Oracle Exadata с оплатой по мере их фактического потребления из облака.

CEO Oracle Марк Херд прогнозирует, что к 2025 году 80% корпоративных приложений и 100% корпоративных данных будут размещаться в облаках, кроме того, в облачной инфраструктуре будет осуществляться 100% разработок и тестирований новых программных продуктов (многие компании уже так и делают). При этом поставщики сервисов будут вынуждены адаптировать свои предложения в соответствии с требованиями клиентов, а также изменять модели взаимодействия с ними. «Чтобы поддержать цифровую трансформацию своих клиентов, вендоры сами должны меняться. Oracle стремится обеспечить совместимость двух миров, позволяя заказчикам постепенно мигрировать на облачную модель», – подчеркивает Павел Захаров.

Сергей Табулин,

руководитель департамента облачных решений IBM в России и СНГ:

«Спрос на PaaS в последнее время значительно вырос, поскольку заказчики заинтересованы получать готовый пакет сервисов».

 

Павел Захаров,

вице-президент по технологическому консалтингу «Oracle СНГ»:

«Привлекательность облачных сервисов нельзя отрицать, а наступление облачной эры – остановить».

Источник: IT Weekly


ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В IT-СФЕРЕ
СМОТРЕТЬ ВСЕ